Жанр: Художественный, Драма, Триллер
Режиссер: Питер Уэббер
В ролях: Кевин МакКидд, Ричард Лиф, Беата Бен Аммар, Брайан Каспе, Ингеборга Дапкунайте, Чарльз Макиньон, Дэвид Феллоус, Иван Маревич, Рис Айфанс, Доминик Беттенфельд, Ли Гонг, Хелена Лиа Тачовска, Гаспар Ульель, Ричард Брейк
Франция-Великобритания-США, 2007 г. 117 мин.
Юные годы доктора Ганнибала Лектера: где он жил, кого встречал, чем питался...
Съел – и порядок Рецензия Афиша@Mail.Ru
Литва, 1944 год. Маленький Ганнибал вместе с семьей прячется в охотничьем домике: Лектеры выжидают, пока кончится бой между советскими и немецкими войсками. Родители мальчика случайно попадают под обстрел и гибнут. Ганнибал остается один с маленькой сестренкой по имени Миша. Но в дом заваливаются литовские партизаны, которые не успели примкнуть к немцам и не решились связываться с русскими. Через какое-то время партизаны захотят есть. Так будущий доктор Лектер потеряет сестренку, но обретет первую цель в жизни. Чуть повзрослев, он отыщет убийц Миши. И живые очень сильно позавидуют мертвым.
Если не умеешь играть в шахматы - дай противнику доской по голове; если не способен талантливо снять кино – просто придумай что-то, от чего зрителя действительно передернет. Какой-нибудь эпизод, действующий на психику безотказно. Слеза ребенка? Хорошо, но старовато. Убийство родителей на глазах детей? Уже лучше, но слишком заезжено. А если так: убийство и последующее расчленение очаровательной маленькой девочки? На пухленькой ручке мамин браслетик, рядом любимый мишка, а ее киркой по лбу, а братик на это смотрит? А? Правда же, то, что нужно, очень сильный и продуманный ход? Не ждите, что режиссер вас пощадит. Все перечисленное не покажут сразу, а благоразумно растянут на остальные полтора часа. Так как, разумеется, чудовищная смерть сестры будет мерещиться молодому Лектеру (Гаспар Ульель) в ночных кошмарах на протяжении всего фильма.
Прибавьте еще вой снарядов, мерзкий скрип снега, до дрожи знакомые каски «немецко-фашистских захватчиков», фразы типа «жида расстрелять» и «ты цыган? в расход!» и вы в очередной раз поймете, каким образом даже очень плохое кино может запасть в нежную зрительскую душу.
Дальнейший сюжет весьма прост, понятен и знаком. Гибель Миши дает Лектеру повод освободить дремавшие в нем специфические инстинкты. Но чем основательнее месть становится смыслом жизни героя, тем меньше этого смысла достается зрителю.
Бог с ними, с литовскими партизанами-извергами (хотя не будет ничего удивительного, если власти Литвы подадут на создателей фильма в суд). Ладно, пусть юный Лектер действительно сподобился сбежать из молодой советской республики и пешком дойти до городу Парижу – все бывает. Пускай даже его тетушкой оказалась японка (китаянка Ли Гонг из «Мемуаров гейши»), которая привила ему любовь к изящному и азы обращения с самурайским мечом. Зрители готовы, оказывается, терпеть и это.
Но когда Лектер запросто едет в советскую Литву, прямиком направляется в свое бывшее имение, в прилегающем лесном массиве спокойно душит бывшего партизана, а ныне сотрудника НКВД, и так же плавно пересекает границу в обратном направлении, то тут зрители, уже оправившиеся от смерти Миши, начинают хихикать. Впрочем, благодаря этой сцене мы понимаем, почему Лектера так долго не могли поймать американские спецслужбы – доктор натренировался на советских чекистах, это многого стоит.
Вся дальнейшая деятельность Лектера – это применение полученных медицинских (он учится в соответствующем институте) и кулинарных (повар тети – француз) навыков исключительно в целях мести и членовредительства. В общем, как и всегда. Конечно, следить за его приключениями любопытно – он красив (правда, когда он начинает зачесывать волосы назад, то приобретает неприятное сходство с Меровингом из «Матрицы»), хладнокровен, нечеловечески терпелив (сидит одетый в работающей сауне, караулит партизан), носит холодное оружие на спине на японский манер и тайно влюблен в тетю. Он даже щадит женщин и детей и чуток к любой несправедливости. Говорит мало, в основном, одно и то же. Когда он в третий раз произносит фразу о съеденной сестре, хочется сдать его французской полиции.
В общем, вышел бойкий, несуразный и неаппетитный триллер о красивом, благородном и талантливом юноше с мозгами набекрень. Создатели (включая и автора романа Томаса Харриса) очень старались притянуть нового попсового Ганнибала к образу, ставшему уже классическим. Они подсовывали нам японские маски, похожие на ту, знаменитую, больничную, они населяли леса кабанами, с которыми доктор много лет спустя встретится в фильме Ридли Скотта. Но в результате получилась такая пошлятина, которую, рискнем предположить, сам доктор Лектер совсем бы не одобрил. Со всеми вытекающими последствиями.