Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ме́тал или мета́лл — музыкальное направление, экстремальный вид рок-музыки, возникший в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Для метала характерны агрессивные ритмы и сильно искажённый гитарный звук, достигаемый за счет использования особого гитарного эффекта под названием дисторшн (от англ. distortion — «искривление», «искажение»). Метал имеет достаточно большое число подстилей, от сравнительно «мягких» (таких, как, например, классический хэви-метал) до весьма «тяжёлых» и неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей (дэт-метал, блэк-метал и т. п.). Смысл и идейная направленность песен сильно разнится от направления к направлению; так, для дум-метала типичны темы печали, меланхолии и отчаяния, для блэк-метала — оккультные темы, и т. д.

Поклонников метала называют металистами или металхэдами (англ. metalhead).

Существуют разные мнения относительно того, как должен называться этот стиль на русском языке. В Рунете наиболее распространено написание «мета́лл», что является переводом на русский английского слова metal. Однако музыкальные направления, зародившиеся на Западе, в России традиционно получают названия, являющиеся кальками с английского (например: джаз, блюз, панк, рок-н-ролл). С этой точки зрения правильным русским названием данного направления является «ме́тал». Кроме того, такое написание позволяет отличить название музыкального течения от класса химических элементов. В названиях подстилей почти всегда используется второй вариант (спид-ме́тал, пауэр-ме́тал и т. д.)

За рубежом метал зачастую называют heavy metal («тяжёлый метал»), хотя в среде русскоязычных металистов этим термином обычно обозначают лишь узкое направление «классического» метала (хэви-метал).

Направления метала

В 1980-х гг. метал разделился на достаточно большое количество подстилей, сильно различающихся по своему звучанию, «тяжести» и тематике песен. Единой точной системы классификации метала не существует, но некоторые из основных и общепризнанных направлений перечислены ниже, вместе с примерами наиболее известных представителей.

Хэви-метал

Хе́ви-ме́тал (англ. heavy metal, от heavy — «тяжёлый») — одно из направлений метала (кстати, имеющее самое «легкое» звучание, по сравнению с другими направлениями). Обычно этим термином называют «классический» метал в том его виде, в котором он был создан в конце 1960-х — начале 1970-х гг. такими группами, как Black Sabbath и Judas Priest. Однако иногда под хеви-металом понимают метал вообще (это особенно распространено на Западе).

В конце 1970-х гг., после угасания изначального хеви-метал-движения, представленного Black Sabbath, Deep Purple, Judas Priest и другими подобными коллективами, в Великобритании началась т. н. новая волна британского хеви-метала (англ. New Wave of British Heavy Metal, сокращённо NWOBHM). Характерными представителями этой волны стали Iron Maiden, Saxon и Def Leppard. Некоторые относят к NWOBHM и группу Motörhead, которая стала известной несколько ранее — в 1976 г. (многие коллективы, популярные в то время, образовались значительно раньше: например, немецкая группа Accept была основана в 1971 г., а приобрела известность только в начале 80-х).

Прогрессив-метал

Прогрессивный метал (сокращенно прог метал в отличие от прогрессивного рока) - один из стилей, входящих в понятие Хэви Метал. Этот стиль основывается на прогрессивном роке и включает в себя следующее: комплексные композиционные структуры, причудливые музыкальные размеры и интригующую технику игры на музыкальных инструментах. Высочайший уровень профессионализма музыкантов часто комбинируется с лирическим в форме концептуальных эпических текстов, результатом которых являются довольно длинные песни и концептуальные альбомы. Результатом этих факторов является то, что Прогрессивный Метал не часто услышишь по радио и не увидишь по телевизору.

История

Происхождение Прогрессивного Метала можно с легкостью проследить в таких прогрессивно роковых группах 1960-х и 1970-х, таких как Yes, Pink Floyd, King Crimson, Genesis и Rush. Но вообще-то Прогрессивный Метал сформировался как отдельный, самодостаточный стиль лишь к середине 80-х. Такие титаны прога, как Dream Theater, Queensrÿche и Fates Warning взяли элементы прогрессивно роковых групп – инструментальную и композиционную структуру песен и скрестили ее с музыкальной heavy metal атрибутикой таких групп, как Metallica, Megadeth, Deep Purple, Black Sabbath, Death и Iron Maiden. В результате получилась музыка с прогрессивным менталитетом и heavy metal звучанием.

Наибольшую популярность Прог Метал приобрел в начале 90-х годов, когда песня группы Queensryche "Silent Lucidity" (1990 Empire) ) неожиданно стала хитом на радио и МТВ. Это не была типичная Прог Металлическая песня, но именно благодаря ей музыка группы Queensryche стала доступной для целого легиона новых фанатов и так же дала толчок к развитию других Прог Метал групп во всем мире. В 1993 году Dream Theater с песней "Pull Me Under" (from 1992 Images and Words) так же приобретает огромную популярность во всем мире. Это была более типичная Прог Металлическая песня, чем "Silent Lucidity", хотя и больше подходящая по канонам к Хэви Металу. Dream Theater благодаря именно этой песне остается на волне популярности и по сей день.

Прогрессивный Метал все еще является эффективным и в наше время. К примеру, Прог Метал группа Rush выпустила свой живой альбом, ставший платиновым в 2003 году. Так же другие Прог Метал группы, такие как Tool и Opeth продолжают играть качественную прогрессивную музыку.

Разнообразие

Прогрессивный Метал можно с успехом разбить на бесчисленное множество подстилей, соответствующих другим стилям музыки, оказавшим влияние на Прогрессив Метал группы. К примеру, две группы, которые вполне можно идентифицировать как Прогрессивный Метал, King's X and Opeth, находятся на противоположных концах звукового спектра. King's X более подвержены влиянию мэйнстрима и гранджа (grunge). Парадоксально, но бас-гитарист группы Pearl Jam, Джефф Амент однажды сказал: «King’s X изобрели грандж как стиль», имея в виду то, что влияние этой группы на весь грандж было очень велико. И в то же время гроулинг вокалиста группы Opeth и тяжелый звук гитар (частично разбавленный готическими акустическими пассажами) мы вполне можем соотнести с таким стилем, как death metal.

Европейская классическая музыка так же оказала весьма значительное влияние на весь жанр Прогрессивного Метала. Такие группы, как Symphony X и Spock's Beard успешно смешивают Прогрессивный Метал с той сложностью и великолепием, что присуща классическим произведениям. Так же, такие проекты, как Liquid Tension Experiment (создан участниками группы Dream Theater) и группы, как Planet X, имеют в своем творчестве джазовое влияние, с длинными сольными секциями. Более того, Liquid Tension Experiment представляют в своей музыке элементы импровизации, которые довольно таки редкие в Хэви Метале. Другая примечательная группа, Cynic, в своих альбомах скрестила Прогрессивный Метал, Дэз Метал и джаз/фьюжн в своей весьма замечательной и уникальной работе Focus. Многие Скандинавские группы так же не избежали некоторого влияния Прог Метала. К примеру, Nightwish в своем творчестве комбинирует Хэви Метал ритмы с оперным вокалом (популярная ныне группа Evanescence позднее отошла от Скандинавского влияния).

Во всем разнообразии прогрессивных команд, некая группа Tool является чуть ли не самой популярной в своей нише. Tool получили свою известность в середине 90-х годов, выпустив свой второй полнометражный альбом Aenima, благодаря которому и стали одной из весьма популярных групп во всем мире. Их электрический коктейль из Хэви Метала, случайных музыкальных размеров, комплексных структур и сложной лирики натолкнули многих на мысль о классификации их как Прогрессивной Метал группы, хотя и с существенными отличиями от многих традиционных прогрессивных команд. Тем не менее, следующий альбом группы Tool 2001 года Lateralus упрочнил положение группы на прогрессивной сцене с их комплексными структурами и высоко концептуальным стилем, несмотря на то, что группа стала более родственной к индустриальной музыке, нежели к прогрессивной.

В России также имеются исполнители прогрессивного металла, например, московская группа Mechanical Poet.

Прогрессивный Метал иногда называют «Метал Будущего», по причине того, что он довольно сложен для восприятия простым, неподготовленным человеком. Прогрессивный Метал так же является прекрасным средством для восприятия научно-фантастических тем и всего с ними схожего. И возможно, что в будущем именно Прогрессив Метал выживет и останется на плаву в мире Хэви Метала.

Группы

Dream Theater, Evergrey, Fates Warning, King's X, The Mars Volta, Opeth, Pain of Salvation, Psychotic Waltz, Queensrÿche, Rush, Savatage, Symphony X, Tool, Watchtower, Magellan, Royal Hunt, Depressive Age, Elegy, Shadow Gallery, Black Symphony.

Спид-метал

Спид-ме́тал (англ. speed metal, от speed — «скорость») — одно из направлений метала. Спид-метал характеризуется достаточно высокой скоростью исполнения (большей, чем у «классического» хэви-метала). Спид близок к трэш-металу, но обычно несколько более мелодичен и демонстрирует меньшее влияние панка. В качестве примера можно привести раннее творчество Helloween, например, их первый полноформатный альбом «Walls of Jericho» 1985 года. Ранние альбомы Blind Guardian («Battalions of Fear», «Follow the Blind»), и первый альбом Metallica «Kill'em All» также выдержаны в этом стиле.

Трэш-метал

Трэш-ме́тал (англ. thrash metal, от to thrash — «молотить», «колотить») — музыкальное направление, подстиль метала. Характеризуется достаточно высокой скоростью исполнения и большей жёсткостью ритм-секции, чем классический хэви-метал, вкупе с техничными скоростными соло и басово-гитарным тремоло. Родиной трэш-метала считается Калифорния, где в начале 80-х годов прошлого века местные группы, вдохновлённые успехами NWOBHM, внесли в классический хэви-метал больше скорости, традиционный американский хардкор и немного атмосферы панк-рока. Одним из альбомов, положивших начало данному направлению, считается «Kill 'em All» группы Metallica, записанный в 1983 году. Наиболее известными американскими треш-группами считаются Metallica (ранние альбомы), Exodus, Megadeth, Slayer, Overkill, Testament.

Параллельно трэш-метал развивался в Германии. Немецкий треш характеризуется более жёстким и плотным звуком. Наиболее заметными представителями данной школы являются Kreator, Sodom, Holy Moses, а также швейцарская группа Coroner.

Пик популярности трэш-метала пришёлся на середину — конец 80-х гг.

Культовые альбомы:
Metallica - Master Of Puppets (1986), Slayer - Reign In Blood (1986), Kreator - Extreme Aggressions (1989), Megadeth - Rust In Peace (1990), Sepultura - Arise (1991).

грув-метал - поджанр трэш-метала.

Грув-метал (англ. Groove metal) — поджанр трэш-метала, который принял свою настоящюю форму в 1990-е годы. Например, альбомы Exhorder «Slaughter in the Vatican», Sepultura «Arise» и Artillery «We Are the Dead» вобрали в себя мелодии грув-метала, но по прежнему доминирующим стилем в них был трэш-метал. Грув-метал оформился как поджанр в албомах Pantera «Vulgar Display of Power», Sepultura «Chaos A.D.», White Zombie «La Sexorcisto: Devil Music, Vol.1» и Machine Head «Burn My Eyes».

Исполнители
2 Ton Predator, A.N.I.M.A.L., Byzantine, Chimaira, Disciple (США (Maryville, Теннесси),
Exhorder, Lamb of God, Machine Head (США), Pantera, Pissing Razors, Prong, Pro-Pain, Sepultura, White Zombie.

Пауэр-метал

Пауэр-метал (англ. power — «мощь», «власть») — в целом уделяет несколько больше внимания мелодии и исполняется на достаточно высокой скорости, как и спид-метал. Границы между этим подстилем и спид-металом достаточно размыты. Часто в пауэр-метале используются фантастические темы, особенно популярны фэнтези-тематики. Из популярных представителей пауэр-метала можно назвать Blind Guardian, Helloween, Stratovarius, Rhapsody, Sonata Arctica.

Дэт-метал

Дэт-метал (англ. death — «смерть») — один из наиболее «тяжёлых» видов метала, является развитием трэш-метала, но исполняется с ещё большей скоростью, зачастую с использованием бласт-бита. Вокалист чаще всего использует манеру пения, называемую гроулинг. Широко распостранено деление на classic death metal, brutal death metal и techno-death metal. Представители — Death, Morbid Angel, Cannibal Corpse. Поджанр Melodic Death - это дэт с сохранением тематики и брутального вокала, но по технике игры тяготеющий к Speed. Представители - Carcass (позднее творчество), Arch Enemy, In Flames (раннее творчество), Dark Tranquillity, Ablaze My Sorrow.

Дум-метал

Дум-метал (англ. doom — «судьба», «гибель») — сравнительно медленный и спокойный подстиль метала, но по тяжести зачастую не уступает дэту. Дум-метал обычно печален, типичной темой является потерянная любовь, тщетность бытия. Иногда, как и в дэт-метале, используется гроулинг. Из представителей можно назвать My Dying Bride, Paradise Lost и Anathema.

Блэк-метал

Блэк-метал (англ. black — «чёрный») — один из самых обособленных и идеологизированных подстилей метала. Характеризуется очень высокой скоростью исполнения и искажённым, режущим слух звучанием со специально обрезанными низкими частотами, регулярным использованием бласт-бита, что делает его достаточно близким в музыкальном плане к дэт-металу. Популярными темами в блэк-метале являются сатанизм, мизантропия, оккультизм, нацизм, язычество, нигилизм. Вокал зачастую кричащий (скриминг), хотя иногда используется и гроулинг. Традиционные примеры представителей — Mayhem, Darkthrone.

Викинг-метал

Общее

Стиль в первую очередь получил своё название из-за направленности музыкальных композиций (лирика в первую очередь и обложка). Важнейшими характеристиками его являются дух, мелодичность, эпичность. Зачастую используются фолковые инструменты или народные мотивы, переложенные на тяжёлую музыкальную основу. Синтезаторы позволяют получить желаемый результат. Эпичность также приветствуется. Но на самом деле чёткого представления, что же всё-таки есть викинг-метал, нет, поскольку каждый трактует по-своему. Скорее всего, одним из первых, кто активно стал использовать это направление, стал Quorthon из группы Bathory. Блэк-металические корни — базис этого узкоспециального стиля метала, хотя сейчас есть и дэт и пауэр-метал группы, культивирующие его. Невозможно не оценить вклад в развитие викинга известной команды Manowar. Это активное употребление помпезности, лирика, оформление обложек, звук — все говорит о многогранности стиля как такового.

Основная тематика песен — нордическая, северная мифология и природа… Потом — воинственные тексты, ну и просто размышления о жизни… Боевая структура композиций — вторая немаловажная деталь викинг-метала. Гитарные риффы сочитаются с прочими инструментами, подчёркивающими суровость и красоту северных земель и образа жизни.

Представители

Помимо Bathory, можно перечислить тех, у кого в творчестве использвовались или используются темы викинг-метала в том виде, в котором было вышеизложено: Ancient Rites, Amon Amarth, Borknagar, Einherjer, Enslaved, Falkenbach, Forefather, Fjoergyn, Glittertind, Graveland, Hel (Швеция), Himinbjorg, Hin Onde, Hrossharsgrani, Isengard, Mithotyn, Moonsorrow, Nomans Land, Otyg, Ragnarok (Великобритания), Stormwarrior, Thyrfing, Turisas, Ulvhedin, Vintersorg, Темнозорь, FinnTroll, Korpiklaani, Shaman… Многие музыканты не вошли в список, но на мировом рынке тяжёлого метала викинг занимает не самое популярное, если говорить о распространённости, доступности приобретения, месте.

Будущее

Возможно лишь в области улучшения качества этой музыки, созданию прекраснейших и захватывающих мелодий, и, наконец, в заимствовании элементов других направлений не только рок-музыки, но и вообще — мира!

Дарк-метал

Иногда в отдельное направление выделяют т. н. дарк-метал (англ. dark metal, от dark — «тёмный»). Обычно этим термином называют гибридную форму блэк и дум-метала. Однако правомерность выделения дарк-метала как отдельного направления находится под сомнением.

Симфоник-метал

Симфоник-метал — обычно за основу берётся пауэр, то есть сохраняется фэнтезийные сюжеты музыки и скорость гитар, но в симфо используются в большом количестве партии клавишных, что обеспечивает «симфоническое», классическо-торжественное звучание, что и дало название подстилю. Иногда выделяется крайняя степень симфоник-метала — оркестал-метал, названная так в связи с тем, что данный стиль не заимствуют лишь некоторые элементы из симфонического оркестра, а сочетает в себе практически полный симфонический оркестр и характерные для метала инструменты. Есть симфоник-пауэр, симфоник-блэк, симфоник-готик метал. Характерные примеры: Therion, Nightwish, Haggard, Hollenthon, Dimmu Borgir, Cradle of Filth, Emperor, Rhapsody, Epica, Tvangeste.

Готик-метал

Готик-метал (готический метал; англ. gothic metal или goth metal) — одно из направлений метала. Принадлежит к музыкальному пласту «готической музыки» или же «готик-сцены» (англ. gothіc scene), то есть музыкальным направлениям, популярным в субкультуре готов. Готик-метал возник в первой половине 1990-х годов. По музыкальной структуре этот жанр — интерпретация дарквейва или готик-рока в более «тяжёлом» ключе, с использованием гитарных риффов, которые более присущи металу. К готик-металу так же можно причислить некоторые работы на стыке со стилем дум-метал, в которых также используются элементы готиик-рока.

Фолк-метал

Фо́лк-ме́тал (англ. folk metal) — одно из направлений метала, вбирающее в себя элементы фолка и этнической музыки. Является более тяжелой формой развития фолк-рока, содержит в себе элементы арт-рока. Близкие к фолк-металу направления — викинг-метал, пэган-метал.

Особенности

В фолк-метале могут использоваться национальные и старинные музыкальные инструменты, также могут использоваться современные музыкальные инструменты, но музыка может быть исполнена в стиле народной, или переделывается в стилистике метала традиционная музыка. Тексты песен могут основываться на старинных и народных песнях, стихах, сказках, преданиях и легендах, либо используется их традиция и манера.

Музыканты, играющие в этом стиле, пытаются привнести в метал национальный колорит, или придать музыке характер старинной, народной; либо внесение фольклорных элементов в музыку является элементом шоу или музыкальной концепции.

Чаще всего используются большое количество музыкальных инструментов, помимо обычных для метала и рок-музыки гитар (акустических и электро-), барабанных установок, синтезаторов: скрипки, волынки, этнические барабаны, перкуссия, различные национальные и народные духовые инструменты (дудки, кубыз, свистульки и т. п.), национальные струнные инструменты (различные виды гитар, например).

Но наиболее часто в фолк-метале можно услышать скрипку и волынку. Возможно, это связано с тем, что наибольшее развитие фолк-метал получил в кельтских странах, где эти инструменты — народные.

Направления фолк-метала

Фолк-метал — разветвлённое музыкальное течение. Можно выделить его подвиды по региону происхождения: американский фолк-метал (Agalloch), немецкий фолк-метал (In Extremo, Morgenstern), кельтский фолк-метал (Cruachan), северный, или нордический, фолк-метал (Vintersorg, Finntroll), славянский фолк-метал (Аркона, Vicious Crusade) и др.

Являясь направлением метала, он может быть близок по стилю дум-металу (Agalloch, ранний Amorphis) или викинг-металу (Moonsorrow, Lumsk, Vintersorg, Geasa, Primordial, Falkenbach). Может иметь родство с другими музыкальными жанрами: техно (Tanzwut), фолк-рок (Cruachan, Subway to Sally), кантри (Subway to Sally) и др.

Популярность

Группы, играющие в стиле фолк-метал, часто не имеют коммерческого успеха в собственной стране, тогда как в другой стране или регионе их ожидает популярность. Пример — группа Skyclad, которая не добилась серьезного успеха в родной Великобритании, зато приобрела множество поклонников в континентальной Европе и Южной Америке, или Cruachan — ирландская группа, играющая кельтский фолк-метал, не имевшая большого успеха в Ирландии, но популярная, например, в России.

Основателем фолк-метала считается Skyclad, однако наибольшую популярность этот жанр получил после появления большего количества групп: Cruachan, Otyg, Windir, Tuatha de Danann в середине 1990-х гг.

Группы

Agalloch, Arkona, Borknagar, Bran Barr, Butterfly Temple, Cruachan, Elvenking, Empyrium, Ensiferum, Finntroll, Geasa, Heidevolk, In Extremo, Isengard, Korpiklaani, The Lord Weird Slough Feg, Lumsk, Magog, Metsatöll, Månegarm, Mägo de Oz, Morgenstern, Moonsorrow, Nokturnal Mortum, Orphaned Land, Otyg, Primordial, Rivendell, Skyclad, Skyforger, Subway to Sally, Tanzwut, Темнозорь, Tuatha de Danann, Turisas, Týr, Valkyria, Vintersorg, Waylander, Wuthering Heights.

Пэган-метал

Пэган-метал (от англ.: Pagan metal) — направление в экстремальном метале, возникшее в результате эволюции блэк-метала. Наиболее близкие жанры — викинг-метал, фолк-метал. Одной из первых групп, создавшей жанр, можно считать польский Behemoth. Большой вклад в популяризацию язычества внес создатель Burzum Варг Викернес. Характерной чертой поджанра являются «языческая» тематика песен, сочетание чистого и рычащего вокала (скриминга). Гитарная игра так же может быть основана на трэш-метале, иногда характерно небрежна. Используется много народных инструментов, однако эталоном жанра считаются группы, создающие «языческую» атмосферу только за счет мастерства игры и понимания традиций (Gods Tower). Часто группа, играющая пэган-метал, связана с радикальной организацией, или является проповедником националистических идей (NS Pagan Metal). Интересно так же, что радикальные поклонники блэк-метала презрительно относятся к жанру, называя поклонников и музыкантов «жизнелюбивыми язычниками». Наибольшее распространение получил в странах, в большой популярности пользуется неоязычество - в Норвегии (где многие блэк-металические группы тяготеют к скандинавскому язычеству), Польше, России, Украине, Белоруссии.

Примеры музыкальных коллективов:
Butterfly Temple, Россия, Москва
Темнозорь, Россия
Ранний Behemoth, Польша

Позможны смешения жанров, такие, как:
Gods Tower, Белоруссия, Pagan Doom Metal
Radigost, Россия, Pagan Doom Metal
Янтарные Слёзы, Pagan Doom Metal

Уайт-метал

White metal (англ. white — «белый») — «жизнеутверждающий» метал — антоним понятия блэк-метал, относящийся в основном к жизнеутверждающим текстам песен отдельных метал-групп. Не имеет почти никакого отношения к собственно стилю музыки группы, его исполняющей (хотя стоит заметить, что чаще всего это хэви-метал). В настоящее время данный термин употребляется крайне редко, и, как следует из вышесказанного, не имеет никаких именно музыкальных характеристик (в отличие от блэк-метала, который стал достаточно самобытным направлением).

В России присутствует стиль, носящий характер синонима, — «светлый метал», не получивший широкого распространения и известности. Своё название он почерпнул из соответственно названного альбома группы «Чёрный Кофе», вышедшего в 1983 году. Это был один из самых первых относительно легально изданных метал-альбомов в России, что придало ему первоначально фантастическую для советской публики популярность.

Альтернативный метал

Альтернативный метал вместе с гранжем начал набирать популярность в начале 1990-х. Жанр является слиянием хэви-метала с альтернативным роком (в особенности с инди-роком 1980-х). Для альтернативного метала характерны и тяжелые гитарные риффы, присущие металу, и черты экспериментальной музыки — нетрадиционные тексты песен, нечетный музыкальный размер, необычные технические приемы, неприятие условностей и традиций тяжелой музыки, соединение метала с самыми разнообразными музыкальными жанрами.

Обзор

Термин «альтернативный метал» очень неточен, и обычно используется для описания групп с уникальным подходом к металу, или в музыке которых невозможно отделить метал от альтернативного рока. Ярким примером может послужить группа Faith No More.

Хоть и хэви-метал это важнейшее составляющее альтернативного метала, но он сильно отличался от того трэш-метала 1980-х, с которого началась история жанра. Поэтому альтернативный метал относится больше к альтернативному року, чем к хэви-металу. В большинстве случаев, альтметал-группы появились из сочетания метала с хардкором (Corrosion of Conformity), пост-панком, готик-роком (Jane’s Addiction), нойз-роком (Helmet, White Zombie), гранжем (The Melvins, Soundgarden), индастриалом (Ministry, Nine Inch Nails) и другими альтернативными жанрами. Эти группы объединяло влияние традиционного хэви-метала и экспериментирование с его формой — смешиванием метала с различными жанрами, необычные подходы. Например, группа Faith No More сочетала метал с фанком и рэпом, а Corrosion of Conformity, The Melvins и Soundgarden отрицали хэви-метал 1970-х.

В 1990-х годах возник гранж. Он сочетал в себе метал 1970-х (Led Zeppelin, Black Sabbath) и андеграундный панк. Популярность гранжа помогла увеличить подходящую аудиторию для альтметал-групп, и они стали выступать на фестивале «Lollapalooza», созданном вокалистом Jane’s Addiction. После прорыва альтернативного рока, совершенного группой Nirvana, характерные черты альтметала стали более размытыми: жанр простирался от «индустриальных» Nine Inch Nails и Ministry до Rage Against the Machine, использующих в своей музыке хип-хоп и пост-панк. Вскоре уже большинство новых металических коллективов воспринимались исключительно как альтернативные, хотя кроме концертных представлений и характерного звучания их мало отличалось от традиционных металистов.

К концу 1990-х альтернативный метал вновь приобрел свои черты, в особенности благодаря таким группам, как Rage Against the Machine, KoЯn, Nine Inch Nails и Helmet. В частности, Helmet своей музыкой задал рамки для ню-метала — нового метал-явления.

Альтернативный метал в России

Новые музыкальные жанры, такие как ню-метал и эмо (производный жанр хардкора и инди-рока) ставшие невероятно популярными в Европе и США, проникли и в Россию. Это «Психея» (альтернативный метал, ню-метал, эмо), Jane Air (альтернативный метал, эмо), Amatory (ню-метал), ##### (альтернативный метал), 7000$ (альтернативный метал, ска), Tracktor Bowling (ню-метал), Stigmata (альтернативный метал, эмо) и др. Группы «Психея» и «#####» («5 диезов») также усиленно используют в своих песнях компьютерные эффекты и смешивают метал с музыкой самых разнообразных жанров.

Стили альтернативного метала

Фанк-метал

Группы, смешивающие фанк и хэви-метал относятся к фанк-металу. Эти группы, которые также часто используют в музыке хип-хоп и панк-рок, начали появляться в середине 1980-х. Популярность фанк-метала продолжала возрастать до 1990-х. Фанк-метал оказал большое влияние на ню-метал. Известные фанк-метал группы: Faith No More, Red Hot Chili Peppers, Rage Against the Machine.

Индастриэл-метал

Индастриэл-метал еще один субжанр, который появился в 1980-х. Особенно популярен в Германии, благодаря таким группам, как Rammstein, Oomph! и Megaherz. Основателями стиля считается группа Ministry.

Кроссовер

Панк-рок-группы также попали под влияние хэви-метала. Кроссовер — слияние хардкора и трэш-метала. Известные группы: Corrosion of Conformity, Suicidal Tendencies, Stormtroopers of Death.

Ню-метал

В середине 1990-х такие группы, как Deftones и KoЯn под влиянием других популярных стилей альтметала создали новый жанр — ню-метал. Его огромная популярность стала утихать только в 2000-х, уступая место эмо.

Другие стили

Альтметал-группы также иногда смешивают метал с готик-роком (однако, это не является готик-металом), пост-панком, инди-роком, нойз-роком и гранжем.

Нью-метал

Нью-метал (англ. nu metal, жаргонное от new metal — новый метал) — музыкальный жанр, появившийся в середине 1990-х годов. Считается, что на этот жанр оказали наибольшее влияние гранж и альтернативный метал ранних 1990-х. Также в музыке нью-метал-групп используются хип-хоп, электроника, другие жанры метала, в особенности трэш-метал и грув-метал.

Наиболее известными нью-метал-группами являются Korn, Limp Bizkit, Linkin Park. В России из нью-метал-групп следует отметить Amatory, Tracktor Bowling, Слот.

Список групп

Зарубежные группы, играющие нью-метал:
Blindside, Deftones, Disturbed, Evanescence, Ill Niño, Guano Apes, KoЯn, Kittie, Limp Bizkit, Linkin Park, Mudvayne, Mushroomhead, P.O.D., Papa Roach, Powerman 5000, Slipknot, Soulfly.

Ню-метал-группы стран бывшего СССР
Amatory, Apshell, Anticlone, Tracktor Bowling, Слот, Skinhate, Etwas Unders, АННА.

Металкор

Металкор (англ. Metalcore) — жанр хардкора , основанный на соединении хардкора и метала. Хотя жанр популяризировался в новом тысячелетии, это не означает, что он появился в это время.

История металкора

90-е были очень интересным, противоречивым и неоднозначным временем для хардкор-панка. Музыка сильно изменилась, в эти годы почти не было доминировавшего в конце 80-х юфкрю - данный стиль возродился только во второй половине десятилетия. На смену олдскулу пришли ньюскул и эмо в различных их вариантах. Это не значит, что не было быстрых групп, они существовали, и именно в начале 90-х возник пауэрвайленес, но все же это время на американской сцене запомнится именно как период господства эмокора и ньюскула. Последний, в свою очередь, был не очень однородным, в его рамки укладывались как очень металлизированные, так и почти лишенные влияний металла группы.

Метал стал проникать в хардкор еще в середине 80-х, что дало нам кроссовер, который тогда иногда называли металкором. Нюёрский хк весьма быстро обметалился, и во многих группах из этого города в конце 80-х отчетливо прослушивался метал. Но новое десятилетие принесло новое понимание термина "металкор" и ввело его в широкий оборот.

В начале 90-х метал дал совершенно другое направление развитию хардкора. Музыка новых групп была намного жестче, плотнее и резче, чем кроссовер, она строилась уже на других рифах и ходах. Места для соляков и скучных партий не осталось, была только агрессия и злость. Постепенно, с каждым годом группы играли все более металлизированно и тяжело. В 1990-92 годах такой звук только начинал формироваться, и окончательно сложился к 93-94-му. Характерные рифы металкора получили шутливое наименование "чуга-чуга". В начале этого периода еще было много групп, которых метал коснулся не очень сильно, но в которых от олдскула музыкально не осталось ничего. Это то, что принято называть просто ньюскул-хк. Его более металлизированный вариант определяется как металкор, хотя про любую металкор-команду можно сказать: "ньюскул" - и это не будет ошибкой. Просто ньюскул несколько более широкое и общее понятие. К середине 90-х металлизация возросла и коснулась уже всех групп, и термины "ньюскул" и "металкор" стали полными синонимами.

К концу десятилетия классический саунд медленно, но верно стал исчезать и в начале 21-го века канул в лету, так как музыка стала абсолютно метальной и уже с трудом тянула на "металкор", потому что потеряла "кор". Ньюскул/металкор всегда ассоциируется со стрэйт-эджем, и действительно, почти все группы этого периода были схе. Более того, металкор нередко ассоциируется с хардлайном и милитант веган-схе темами. Это тоже отчасти верно, так как в середине 90-х многие группы занимали кто более, кто менее, но воинствующую позицию в этих вопросах. Тем не менее, именно хардлайн групп было не так уж много, просто они очень активно продвигали свои идеи и создавали видимость большой активности. Большинство же групп относились к этому движению отрицательно. Хотя, действительно, почти все музыканты почти всех групп были веганами. Но это просто было знаком времени: тема прав животных прочно завладела умами молодежи.

Кроме того, это было время, когда хардкор ушел в андегрануд по сравнению с концом 80-х. Да, отдельные группы обосновались на мейджорах, но в 80-е таких было больше, да и вообще популярность хк заметно упала. Отчасти из-за того, что изменилась музыка и все старые популярные группы развалились, отчасти из-за того, что связь с панк-сценой на время была основательно ослаблена. Но связь с некоторыми панк-принципами, такими, как, например, DIY, была крепка, как в самом начале 80-х. Ньюскул ребята не только свято верили в свои идеи, но и были убеждены, что никто кроме них воплотить их не сможет и всего они должны добиваться сами. В это время возникло немало очень интересных лэйблов, некоторые из которых дожили до наших дней и развились чуть не уровня мэйджоров. Другие прекратили свое существование, а какие-то по-прежнему остались скромными DIY конторами, до сих пор выпускающими крутую музыку.

примеры металкор формаций
Abnegation, Above all, Absence, Absone, Another victim, Bird of ill omen, Birthright, Blindfold, Blood of judas, Brethren, Canon, Catharsis, Chokehold, Coalesce, Conviction, Congress, Contempt, Culture, Clear, Converge, Damnation AD, Day of suffering, Dead Wait, Disembodied, Deadguy, Earth Crisis, Focal Point, Framwork, Gather, Gehenna, Harvest, Integrity, Liforce, Mean Season, Method, Mourning again, One King Down,
Overcast, Raid, Sevin, Strain, Soulstice, Starkweather, Unbroken, Warcry, Worlds collide.

Дэткор

Дэткор (англ. Deathcore) — стиль метала, сочетающий в себе несколько брутальных стилей, но в основе это брутал дэт и металкор. Получив скорость и брутальность дэт-метала, достаточно простой в исполнении, но при этом дико качающий металкор обрел то, чего ему не хватало. Так же как и в брутале, используется низкий гроулинг, но не гнушаются дэткорщики использовать и более высокий вокал, скриминг.

Наиболее известные дэткор команды
All Shall Perish, Animosity, Despised Icon, Job For A Cowboy, The Red Chord.

Трэшкор

Трэшкор (англ. Thrashcore) — стиль метала, сочетающий в себе трэш и хардкор. Представляет из себя брутальный стиль, иногда более медленный, нежели изначальный трэш с плотным звуком, характерным для хардкора. Зачастую трэшкор путают с энгри-трешем.

Наиболее известные трэшкор команды
Pantera, Charles Bronson, Moray Eel (российский представитель).